Меморандум о естествознании

Время

Так как предметом нашего исследования является природа, нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет и незнание природы.

Полагая, что двигательные и тепловые проявления мощности потенциалов, которые совершают работу, то есть перемещают за какое-то время то, что может быть и неподвижным, и движущимся, а если движущимся, то самим собой или другим, мы признали, что у всех перемещений и движений есть начала: в частных случаях — это чья-то работа проявленной мощности потенциалов за какое-то время, у всего вообще — постоянные проявления мощности текущего баланса первейших действий мест природной среды, то есть работа неподвижного движущего начала.

Образы светил небесной сферы как единое целое многими веками гармонически вращаются: значит, есть потенциальное начало, приводящее их во вращение неустанной работой, то, что движет, само не находясь в движении. Нечто вечное, являющее собой сущность и реальную активность.

Оттого время и кажется кружением светил небесной сферы, что работой неисчислимого множества потенциалов двигательных и тепловых моментов начал природной среды измеряют все прочие движения, и время само измеряют циклами работы неподвижного движущего начала (Аристотель)

О проекционном планетарии

Натуральная модель светил небесной сферы — проекционный планетарий: оптические иллюзии создают проекции мнимых образов на сферическом куполе. Гирляндами светильников неизменные в гармонических колебаниях на небесной сфере образы созвездий смоделировать невозможно.

Исчезают они в стратосфере Земли. На Луне, где атмосферы нет, астронавт Алан Бин подкинул значок: серебряная звезда блеснула отраженным светом и это была единственная звезда, которую он видел с Лунной поверхности.

Купол планетария моделирует небесную сферу над поверхностью Земли: она отрицательно заряжена и напряженные линии, на ней заканчивающиеся, не могут начинаться далеко. Напряженность убывала бы пропорционально квадрату расстояния от центра изолированного шара: радиус Земли ~6 370 км, и десяток км влиял бы мало. Но при удалении от Земной поверхности напряженность их убывает быстро. Сфера положительных зарядов, проявляющая заряды Земной поверхности, размещена где-то от нее неподалеку (Элементарный учебник физики / Под ред. Г.С. Ландсберга)

Широкоугольные проекционные аппараты планетария моделируют проекционную сферу: проявления мощности ее действий поляризируют заряды на небесной сфере. В полости проекционной сферы с отражающими стенками процессы неравновесны, но спектральный состав остается прежним. В полости между небесной сферой и Земной поверхностью электромагнитные процессы стабилизируют и восстанавливают двигательные и тепловые балансы: повсеместные проявления первейших действий мест природной среды задают время циклов их восстановления (Евгений Бутиков: Оптика)

О работе неподвижного движущего начала

Электромагнетизм и смещения магнитных полюсов от оси мира проявляют напряженность метаболизма природных начал в полости между небесной сферой и Земной поверхностью. Повсеместные проявления света и темноты, теплоты и холода, сухости и влажности происходят от упругих смещений метаболизма природных начал, различных по направленности и проявлениям мощности действий. Неподвижное движущее начало организует и объединяет циклы их постоянной работы в общий баланс природной среды.

На небесной сфере с Земной поверхности видны, словно в бесконечности оптических осей, электромагнитные мерцания спектров незатухающих зарядов: проявляют они разные амплитуды сложений. Так, на оси мира солнечный образ виден полгода: когда продольная упругость потенциалов электромагнитизма небесной сферы уменьшается, амплитуды его сложений увеличиваются до предельного полусуточного размаха на экваторе.

Визуальные образы незатухающих зарядов сложены из радужных мерцаний. Электромагнитные потенциалы среды меньше рассеивают красные мерцания, больше — фиолетовые: спектры мерцаний у светил небесной сферы смещены к красным. Радужность в сложениях особенно заметна, если наблюдать за ними на заходе через подзорную трубу у горизонта: они выглядят не светлыми точками, а будто радужные столбики; верхняя часть фиолетовая, нижняя — красная. Солнечный спектр проявляет на крае окрас синий и сине-зеленый (Владимир Мезенцев: Энциклопедия чудес)

Проявляемая мощность поляризации солнечных и лунных зарядов возбуждает хроматические аберрации, отклонения от норм — периоды свечений небесной сферы. У солнечного образа продолжительность этих периодов от половины суток на экваторе до полугода на оси мира со смещениями на промежуточных широтах. Между светом и тьмой свечения небесной сферы красят ее в радужные цвета от слабого красного до сильно фиолетового.

Про философскую школу реализма Аристотеля

Труды Аристотеля из Стагиры комментируют разноречиво, до того, будто он предлагал изучать природу по вздернутости носа. По оценке эксперта, "он указывает на зависимость области вечного — небосвода неподвижных звезд, и области изменчивой природы, включающей все земные процессы вплоть до неподвижного движущего начала, но ограничивается общим указанием без дальнейшей разработки характера и формы этой зависимости. В результате, определяя специфику сущности Бога, вечного неба и природы, он не сводит их в систему содержания, места и способа связи" (Анатолий Надточаев: Философия и наука в эпоху античности)

Неподвижное движущее начало комментаторы часто вовсе не причисляют к области материализма. Но "рассказывают, что однажды на общем приеме император Наполеон обратился к представленному ему немецкому философу Якоби с вопросом; "Что такое материя?" Не получив ответа, император повернулся спиной к озадаченному философу" (Михаил Блудов: Беседы по физике)

Неподвижное движущее начало зачастую относят к области богословия или идеализма: в метафизике, учении об актуально и потенциально сущем "Левкипп и Платон говорят, что движение вечно, но не говорят, почему". Спустя два тысячелетия — комментарий: "Аристотель так жалко выводит Бога против материалиста Левкиппа и идеалиста Платона" (Ленин)

Материалист, атомист Левкипп, словно Галилей и Ньютон, утверждал о пустоте межатомного пространства. Полемика с идеалистом Платоном о сути доктрин Академии и Ликея: Платон основал религиозно-философский союз, ученик его Аристотель — философскую школу реализма. Богов не противопоставляют безбожию, Боги будто спорят с другими Богами о причинных свойствах природных явлений. Ситуация, как в рулетке Паскаля: "Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю; но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю все". Но если просто сказать "я верю в Бога" или в "гравитацию" и все природные явления эатем объяснять одним словом, то это нелепо. В Древней Греции почитали двенадцать Богов с горы Олимп, спутников их и помощников на все случаи жизни: в войне и в торговле, в любви и в веселии. Иерархический союз у Платона — от верховного Бога Демиурга до родителей и покойников: "Боги всеблаги, и, значит, им в высшей степени свойственно иметь попечение обо всем" (Платон: Законы)