Меморандум о естествознании

Время

Так как в природе начало всех движений и изменений, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять невыясненным, что же такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет и незнание природы.

Полагая, что в природной среде проявления мощности потенциалов совершают работу, то есть перемещают за какое-то время то, что может быть и неподвижным, и движущимся, а если движущимся, то самим собой или другим, мы признали, что у всех перемещений есть начала: в частных случаях — работа чем-то или кем-то проявленной мощности потенциалов за какое-то время, у всего вообще — проявления потенциала мощности постоянной работы неподвижного движущего начала.

Все мерцающие образы созвездий на небесной сфере как единое целое веками гармонически вращаются: значит, есть начало, приводящее их во вращение неустанной работой, то, что движет, само не находясь в движении. Нечто вечное, являющее собой сущность и реальную активность.

Оттого время и кажется движением небесной сферы, что работой неподвижного первого начала природной среды измеряют все прочие движения, и время само задано циклами его работы, время измеряют балансами его изменений (Аристотель)

О планетарии

Натуральная модель светил небесной сферы — проекционный планетарий: оптические иллюзии создают проекции мнимых образов на сферическом куполе.

Ведь посредством гирлянд из электрических лампочек в пространстве неизменные в гармонических колебаниях на небесной сфере образы созвездий не смоделировать. Они исчезают в стратосфере Земли: на Луне, где атмосферы нет, астронавт Алан Бин подкинул значок: серебряная звезда блеснула отраженным светом; это была единственная звезда, которую он видел с Лунной поверхности.

Купол планетария моделирует небесную сферу над отрицательно заряженной поверхностью Земли: линии поля, на ней заканчивающиеся, не могут начинаться далеко. Напряженность убывала бы пропорционально квадрату расстояния от центра изолированного шара: радиус Земли ~6 370 км, и десяток км влиял бы мало. Но при удалении от поверхности напряженность убывает быстро. Сфера положительных зарядов, уравновешивающая заряды на Земной поверхности, размещена где-то от нее неподалеку (Элементарный учебник физики / Под ред. Г.С. Ландсберга)

Проекционные аппараты моделируют сферу проекционную: проявления ее мощности поляризируют заряды на небесной сфере. И с Земной поверхности, словно в бесконечности оптических осей, видны мерцающие спектры незатухающих зарядов. В полости проекционной сферы с отражающими стенками процессы неравновесны, но спектральный состав остается прежним. В полости меж небесной сферой и Земной поверхностью текут процессы стабилизации: проявления мощности и направленности действий мест природной среды задают время цикла восстановления двигательных и тепловых балансов (Евгений Бутиков: Оптика)

Про работу неподвижного движущего начала

Электромагнетизм и смещения магнитных полюсов от оси мира проявляют напряженность природных начал в полости меж небесной сферой и Земной поверхностью. В циклах восстановления двигательных и тепловых балансов мест природной среды проявления света и тьмы, теплоты и холода, разряжений и других упругих смещений неразрывны с проявлениями мощности электрического потенциала неподвижного движущего начала за время циклов, с постоянной его работой по восстановлению природного баланса.

В рабочих циклах внешние незатухающие заряды во взаимодействиях с напряженной небесной сферой создают амплитуды текущих сложений, зависящие от плотности и упругости потенциалов небесной сферы. Так, на оси мира, близкой к Южному магнитному полюсу, мерцает почти неподвижный образ Полярной звезды: отклонения его от оси мира ≈50′. По мере удаления от оси мира продольная упругость уменьшается, амплитуды сложения зарядов повсеместно возрастают до предельного размаха их на экваторе.

В упругой рычажной структуре баланса природной среды меньше рассеиваются красные мерцания незатухающих зарядов, больше — фиолетовые: проявляется это в красном смещении спектров образов светил, сложенных из всех радужных мерцаний. Радужность сложений особенно заметна, если их разглядывать во время захода через подзорную трубу у горизонта: они выглядят не светлыми точками, а как радужные столбики, растянутые кверху и книзу; верхняя часть фиолетовая, нижняя — красная. Солнечный спектр на крае проявляет окрас синий и сине-зеленый (Владимир Мезенцев: Энциклопедия чудес)

Проявляемая мощность поляризации солнечных зарядов возбуждает и хроматические аберрации, отклонения от норм — дневные периоды свечений небесной сферы: продолжительность — половина суток на экваторе и полгода на оси мира — постоянна со смещениями на промежуточных широтах. Между светом и тьмой местные свечения небесной сферы красят ее в радужные цвета — от слабого красного до сильного фиолетового.

О комментаторах

Научную деятельность Аристотеля из Стагиры комментаторы считают разноречивой и неоднозначной; попадаются и глумливые замечания, к примеру, будто он предлагал изучать природу по вздернутому носу. С точки зрения эксперта античной науки, "он указывает на зависимость области вечного — небосвода неподвижных звезд, и области изменчивого — природы, включающей все земные процессы от неподвижного движущего начала и ограничивается этим указанием без дальнейшей разработки характера и формы этой зависимости. В результате, различая и определяя специфику трех видов сущности — Бога, вечного неба и природы, Аристотель не сводит их в систему содержания, места и способа связи" (Анатолий Надточаев: Философия и наука в эпоху античности)

Положение о работе неподвижного движущего начала часто вовсе не причисляют к области материализма. Но "рассказывают, что однажды на общем приеме император Наполеон обратился к представленному ему немецкому философу Якоби с вопросом; "Что такое материя?" Не получив ответа, император повернулся спиной к озадаченному философу" (Михаил Блудов: Беседы по физике)

Работу неподвижного движущего начала природной среды стало принято относить к области богословия или идеализма: в метафизике — учении Аристотеля об актуально и потенциально сущем "Левкипп и Платон говорят, что движение вечно, но не говорят, почему". Комментатор через пару тысячелетий суров: "Аристотель так жалко выводит Бога против материалиста Левкиппа и идеалиста Платона" (Ленин)

Материалист — атомист Левкипп — почти как Галилей и Ньютон, — утверждал о пустоте межатомного пространства. А полемика с идеалистом Платоном касалась сути доктрин Академии и Ликея: Платон основал религиозно-философский союз, ученик его Аристотель — философскую школу реализма. Боги не противопоставлены безбожию, Боги будто спорят с другими Богами о причинных свойствах природных явлений. Ситуация, как в рулетке Паскаля: "Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю; но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю все". В Древней Греции верили в 12 Богов на горе Олимпе и в спутников их и в помощников. Иерархия Богов у Платона — от верховного Бога-Демиурга до родителей и покойников: "Боги всеблаги, и, значит, им в высшей степени свойственно иметь попечение обо всем" (Платон: Законы)