Меморандум о естествознании

Вращения

Первая, в современном понимании, теория — с изложением способа и устройств для прогнозирования угловых координат образов планет на небесной сфере — "Великое математическое построение астрономии в XIII книгах" (Клавдий Птолемей: Альмагест)

Образы планет на небесной сфере проявляют сложения двух гармонических колебаний: суточных с неизменными в размещениях другими образами и собственных. В первом приближении циклы собственных колебаний можно представить циклоидами — траекториями меток ободов катящихся колес с опорными центрами на экваторе: относительно него циклы колебаний образов планет при сложении колебаний происходят то словно с буксованием, образуя на циклоидах траекторные петли, то будто со скольжением; угловые координаты размещений образов планет при этом циклично изменяются.

Армиллярную сферу (лат. armilla — кольцо), как и астролябию применяли в морской навигации веками. На их основе Птолемей смоделировал циклы колебаний образов планет на небесной сфере угловыми координатами меток сорока колец эпициклов, центры их равномерно вращая по кольцам деферентов относительно центра выравнивания, экванта.

В пропаганде Альмагест трактуют теорией мироздания с ежесуточными вращениями раскаленной звезды Солнца на несусветном расстоянии вокруг Земного шара: но в замерах угловых сферических координат нет гипотез о видимости образов планет и других светил на несусветных расстояниях и про ирреальные их вращения в пустоте пространства.

О нелепости гипотезы осевого вращения Земного шара

Существуют люди, которые утверждают, будто небо неподвижно, а Земной шар постоянно вращается вокруг оси мира от запада к востоку, совершая такой оборот каждые сутки: для простоты рассуждений принимают в расчет только видимые проявления циклов вращений образов светил на небесной сфере. Но эти люди не осознают, до какой же степени нелепы и смешны такие мнения, если присмотреться ко всему, что творится вокруг нас и в воздухе.

Если мы согласимся с ними — чего в действительности нет, — что самые легкие тела вовсе не движутся или движутся так же, как и тела тяжелые, между тем как, очевидно, воздушные тела движутся с большей скоростью, чем тела земные; если мы согласимся с ними, будто бы предметы самые плотные и тяжелые имеют собственное движение, быстрое и постоянное, тогда как на самом деле их с трудом перемещают рычагами и толчками.

Все-таки эти люди должны осознать, что у поверхности Земного шара вследствие вращения скорость была бы значительно больше скорости всех перемещений, которые происходят на ней, так как Земной шар совершал бы оборот огромных своих окружностей за малый промежуток времени. Тогда бы все окружающие его тела казались всегда движущимися в противоположном от него направлении, и никакое облако, ничто летящее и брошенное никогда не казалось направляющимся к востоку: Земной шар опередил бы в своем вращении всякое движение в этом направлении.

Допускают нелепую гипотезу, что и воздух совершает с Земным шаром вращение с той же скоростью: но тогда находящиеся в воздухе тела должны отставать от их быстрого вращения. А если бы и тела вращались с воздухом как единое целое, ни одно из них не опережало бы другое и оставалось бы на месте, а в полете не отклонялось бы в стороны: у тел вообще бы не было возможности относительных перемещений (Птолемей: Альмагест)

О гипотезе тройственных вращений Земного шара

Коперника "убеждали: страх не должен удерживать меня от издания книги на пользу математиков. Чем нелепее кажется мое учение о вращениях Земного шара, тем сильнее будет удивление и благодарность, когда все увидят, как нелепости устраняются яснейшими обстоятельствами. Сдавшись на увещания, я позволил друзьям приступить к ее изданию; "Об обращении небесных сфер", 1543: "Мы изложим вращения, которые, принятые за гипотезу, объясняют видимые явления. Допустим, что Земля имеет три вращения. Первое соответствует дню и ночи обращения Земного шара вокруг оси в направлении с запада на восток, от чего мир как бы движется в обратном направлении по экваториальному кругу, который некоторые называют равноденственным.

Второе — годовое вращение центра, который описывает вокруг Солнца зодиакальный круг с запада на восток в направлении последовательности знаков между Венерой и Марсом, которые прилегают к нему. Это заставляет и Солнце казаться нам проходящим зодиак подобным же вращением так, что если, например, центр Земли проходит через Козерог, то Солнце кажется проходящим через Рак, из Водолея оно кажется находящимся во Льве, и так далее. В кругу, расположенном по средней линии знаков зодиака, равноденственный круг и ось Земного шара периодически меняют наклонение. Если бы они были неизменными и следовали вращению центра, то не было бы неравенства дней и ночей, всегда было бы солнцестояние, кратчайший день или равноденствие, или лето, или зима, то есть одно и то же время года.

Третье — это деклинационное движение с годовым обращением против последовательности знаков, то есть противоположно вращению центра. Оба эти почти равные противоположные вращения вместе делают то, что ось Земли и экваториальный круг смотрят приблизительно в одну и ту же часть мира, как будто оставаясь неподвижными. Солнце представляется движущимся по зодиакальному кругу совершенно так же, как если бы Земля была бы центром мира, если только вспомнить, что расстояние между Солнцем и Землей на сфере неподвижных звезд уже ускользает от нашего зрения".

"Если я предположу, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть мое утверждение, особенно если я предусмотрительно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже мощнейшими телескопами. Но если я затем скажу, что коль мое утверждение не может быть опровергнуто, то недопустимо человеческому разуму в нем сомневаться, мои слова следовало бы с полным на то основанием счесть бессмыслицей. Тем не менее, если бы о таком чайнике утверждалось бы в древних книгах и, как святая истина, осаждалось бы в умах школьников, сомнение в его существовании стало бы признаком эксцентричности и привлекло бы к усомнившемуся внимание психиатра в наш просвещенный век или же инквизитора в более ранние времена" (Бертран Рассел)

Про гипотезу вращений и переворот астрономии

В пропаганде утверждают, будто Коперник своей гипотезой о тройственных вращениях Земного шара с изменениями наклонений его оси устранил неточности в теории Птолемея. Это не соответствует историческим фактам: она не отображает небесные явления лучше. Срединные пути образов планет относительно экватора небесной сферы по модели Птолемея задают удивительно точно. А мерцающие россыпи созвездий и иные проявления свечений на небесной сфере неизменны в размещениях и проблемы с отклонениями угловых координат не представляли.

Но тогда как могли признать гипотезу Коперника, какой мировоззренческий смысл она несла с собой? Гелиоцентрическую систему Аристарх Самосский вымыслил в античности, и Коперник на него ссылался. По словам Аристотеля, если бы Земля перемещалась, тогда бы все светила небосвода казались движущимися относительно Земли. Довод этот учитывали десятки столетий и еще три века после смерти Коперника.

Тогда почему в пропаганде так яро твердят о перевороте астрономии именно Николаем Коперником, а не Аристархом?

Возможность произвола допущений попала в совершенно новую культурную среду: суть реальных проявлений причинных свойств природной среды на небесной сфере математики подменили рассуждениями о громадах несусветных расстояний, символьными моделями бездеятельных движений точек в абсолютной пустоте пространства вытеснили естествознание. Переворот в астрономии совершили математики на пользу математиков, и заключается этот переворот только в этом, а вовсе не в открытии реального устройства мироздания (Владимир Купцов: Природа научного открытия)