Меморандум о естествознании

Вращения

Образы планет небесной сферы проявляют цикличные сложения гармонических колебаний: суточных с неизменными в размещениях образами светил и собственных относительно небесного экватора.

Схема сложения гармонических колебаний издавна известна: центр эксцентричного радиуса размещен на траектории эпициклического деферента, местный центр вращения смещен от центра деферента на радиус эпицикла, эксцентриситет.

К примеру, циклоидные траектории у смещений граблин эксцентриковых мотовил и меток ободов катящихся колес: траектории колебаний циклично смещаются относительно моментального центра вращений то будто с опережающим скольжением, то словно с отстающим буксованием, образующим траекторные петли.

Первую, в современном понимании, научную теорию с изложением способа и устройств для прогнозирования изменений угловых координат образов планет в цикличных сложениях колебаний на небесной сфере Клавдий Птолемей представил в работе "Великое математическое построение астрономии в XIII книгах", "Альмагест".


Армиллярные сферы (лат. armilla кольцо) для измерения экваториальных и эклиптических координат светил, астролябии (греч. ἁστρολάβον, астролабон, "берущий звезды") для определения широт и долгот применяли в морской навигации многими веками.

Птолемей смоделировал сложные циклы колебаний образов планет: сложения вращений расчетных для каждой планеты колец эпициклов и деферентов моделей задавали изменения координат их образов на небесной сфере.

Систему натуральных моделей Птолемея в пропаганде теперь трактуют теорией мироздания с ежесуточными обращениями раскаленной звезды Солнца вокруг Земного шара на несусветном расстоянии: но это не верно.

В модельных расчетах циклоидных отклонений визуальных образов планет на небесной сфере домыслов про несусветные расстояния, пустоту пространства и вращения планет Птолемей не допускал.

О нелепости допущения о вращении Земного шара

Существуют люди, которые утверждают, что Земной шар за сутки совершает полный оборот вокруг оси мира от запада к востоку; для упрощения рассуждений о проявлениях света и тьмы принимают в расчет только видимые вращения образов светил небесной сферы. Но они не осознают всей абсурдности такого допущения в отношении того, что творится вокруг нас и в воздухе.

Если допустить — чего в действительности нет, — будто легкие тела вовсе не движутся или движутся так же, как тела тяжелые, между тем как, очевидно, воздушные тела движутся с большей скоростью, чем тела земные; если согласиться с ними, что тела тяжелые имеют собственные движения, быстрые и постоянные, тогда как на самом деле их с трудом перемещают рычагами и толчками.

Но все же и эти люди должны осознать, что при осевых вращениях Земного шара скорость его поверхности была бы значительно больше скорости всех перемещений, которые происходят на ней. Линейная скорость экватора окружной длины ≈40 075 км в обороте за 24 часа была бы равна ≈464 м/с, она превышала бы скорость звука ≈343 м/с в Земной атмосфере в ≈1,4 раза. Проявления мощности моментов все тела сметали бы с поверхности Земли, словно грязь с быстро вращающегося колеса. Никакое облако, ничто летящее или брошенное не направлялось бы к востоку: в быстром своем вращении поверхность Земного шара опережала бы все перемещения в этом направлении.

Столь же нелепо допускают, что и воздух способен совершать с Земным шаром вращение с той же скоростью: но тогда находящиеся в воздухе тела отставали бы от их быстрого вращения. А если бы и тела вращались с воздухом и с Земным шаром как одно целое, ни одно из них не опережало бы другое, оставаясь на месте, и в полете не отклонялось бы в стороны: у тел вообще бы не было относительных перемещений (Птолемей: Альмагест)

О новом учении тройственных вращений Земного шара

Коперника "друзья убеждали: страх не должен удерживать меня от издания книги на пользу математиков. Чем нелепее кажется мое учение о вращениях Земного шара, тем сильнее будет удивление и благодарность, когда все увидят, как нелепости устраняются яснейшими обстоятельствами".

"Об обращении небесных сфер", 1543: "Мы изложим теперь вращения, которые объясняют все видимые явления. Первое соответствует дню и ночи от вращений Земного шара вокруг оси мира в направлении с запада на восток, от чего мир как бы движется в обратном направлении по экваториальному кругу, который некоторые называют равноденственным.

Второе — годовое вращение центра, который описывает вокруг Солнца зодиакальный круг с запада на восток в направлении последовательности знаков между Венерой и Марсом, которые прилегают к нему. Это заставляет Солнце казаться нам проходящим зодиак подобным же вращением так, что если центр Земли проходит через Козерог, то Солнце кажется проходящим через Рак, из Водолея оно кажется находящимся во Льве, и так далее.

В кругу, расположенном по средней линии знаков зодиака, равноденственный круг и ось Земного шара периодически меняют наклонение. Если бы они были неизменны и следовали вращению центра, то не было бы неравенства дней и ночей, всегда было бы солнцестояние, кратчайший день или равноденствие, или лето, или зима, то есть одно и то же время года.

Третье — это деклинационное движение с годовым обращением против последовательности знаков, то есть противоположно вращению центра. Оба эти почти равные противоположные вращения вместе делают то, что ось Земли и экваториальный круг смотрят приблизительно в одну и ту же часть мира, как будто оставаясь неподвижными. Солнце представляется движущимся по зодиакальному кругу совершенно так же, как если бы Земля была бы центром мира, если только вспомнить, что расстояние между Солнцем и Землей на сфере неподвижных звезд уже ускользает от нашего зрения".


Если я скажу, что между Марсом и Землей вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, а в атомах по круговым орбитам со скоростью света летают электроны, слова мои без необходимых и достаточных доказательств опровергнуть не сможет никто.

Особенно если я предусмотрительно добавлю, что они так малы и быстры, что не видны даже посредством мощнейших увеличительных приборов.

Но если я затем скажу, что слова мои никакие доказательства не способны опровергнуть, разуму человеческому сомневаться в них недопустимо, это с полным на то основанием следует счесть бессмыслицей.

Тем не менее, если бы слова о подобных гипотетических объектах находили бы в древних книгах и, как святую истину, осаждали в умах школьников, одно лишь сомнение в их существовании стало бы явным признаком эксцентричности и привлекло бы к усомнившемуся внимание психиатров в наш просвещенный век или же инквизиторов в более ранние времена (Бертран Рассел)

Про пользу переворота допущений о вращениях

В пропаганде утверждают, что Коперник устранил неточности системы измерений по моделям Птолемея. Это не соответствует историческим фактам: гипотеза о сложных вращениях Земного шара вокруг Солнца не отображает проявления небесных эффектов лучше. Срединные пути образов планет относительно небесного экватора по системе измерений Птолемея прогнозируют удивительно точно. Неизменно размещенные образы других светил проблемы смещений угловых координат на небесной сфере не представляли.

Но как тогда могли признать гипотезу Коперника, какой мировоззренческий смысл она несла с собой? Ведь гелиоцентрическую систему Аристарх Самосский вымыслил в античности, и Коперник на него ссылался. По Аристотелю, если бы Земля перемещалась, светила небесной сферы казались бы движущимися: очевидную неподвижность Земной поверхности признавали тысячелетиями и еще три века после смерти Коперника.

Тогда почему в пропаганде твердят о перевороте представлений именно Коперником, а не Аристархом?

Возможность абсурдных вымыслов и произвольных допущений попала в совершенно новую культурную среду: объективные факты проявлений электромагнитных эффектов на небесной сфере подменили рассуждениями о несусветных расстояниях, моделями о бездеятельных движениях точек по пустоте вытеснили естествознание. Переворот представлений о недопустимости произвола допущений сделан на пользу математиков и вовсе не связан с реальными фактами об устройстве мироздания (Владимир Купцов: Природа научного открытия)