Меморандум о естествознании

Вращения

В проявлениях электромагнитных эффектов образов планет на небесной сфере наблюдаются циклы сложений гармонических колебаний — суточных с неизменными в размещениях образами светил с собственными относительно небесного экватора. Схема сложений колебаний: центр эксцентричного радиуса размещен на траектории эпициклического деферента вращения и смещен от его центра на эксцентриситет, радиус эпицикла. Сложные траектории у граблин эксцентриковых мотовил, у ободов колес: смещаются относительно траектории вращения то с опережающим вращение скольжением, то с отстающим буксованием, образующим траекторные петли.

Способ и устройства прогнозирования положений образов планет на небесной сфере Птолемей изложил в работе "Великое математическое построение астрономии в XIII книгах", "Альмагест".

Армиллярные сферы для определения экваториальных и эклиптических координат светил, астролябии применяли в астрономии и морской навигации веками. Птолемей нашел отношения колец эпициклов, деферентов, эквантов моделей сложения гармонических колебаний каждого образа планеты.

Как теперь утверждают, "Альмагест" — теория мироздания с обращениями Солнца вокруг Земного шара. Но при измерениях угловых координат образов планет на небесной сфере нет произвольных допущений "о расстояниях пустоты пространства или о бездеятельных вращениях точечных масс".

О нелепости допущений о вращениях Земного шара

Существуют люди, которые утверждают, что Земной шар совершает за сутки полный оборот вокруг оси мира с запада к востоку; для упрощения рассуждений о проявлениях света и тьмы в природной среде они принимают в расчет только видимые вращения образов светил небесной сферы. Эти люди не осознают абсурдности такого допущения в отношении того, что творится вокруг нас и в воздухе.

Если допустить то, чего в действительности нет: будто легкие тела вовсе не движутся или движутся, как тела тяжелые. Если согласиться: у тел тяжелых постоянные собственные движения, тогда как их с трудом перемещают рычагами и толчками.

Но при осевом вращении Земного шара скорость его поверхности превышала бы скорости движений, которые происходят на нем. На экваторе окружной длины ≈40 075 км в обороте за 24 часа скорость ≈464 м/с превышала бы скорость звука ≈343 м/с в Земной атмосфере в ≈1,4 раза. Тогда проявления двигательных и тепловых моментов сметали бы тела с поверхности Земли, словно грязь с быстро вращающегося колеса. И никакое облако, ничто летящее или брошенное не направлялось бы к востоку: в своем вращении поверхность Земного шара опережала бы все перемещения в этом направлении.

Так же нелепо допускать, что воздух может совершать с Земным шаром вращение с той же скоростью: ведь тогда находящиеся в воздухе тела отставали бы. А если бы они вращались с воздухом и с Земным шаром, ни одно из них не опережало бы другое, оставаясь на месте: у тел вообще бы не было относительных перемещений (Птолемей: Альмагест)

О новом учении тройственных вращений Земного шара

Издать книгу Коперника на пользу математиков убеждали друзья. "Чем нелепее кажется учение о вращениях Земного шара, тем сильнее окажется удивление и благодарность, когда все увидят, как нелепости устраняются яснейшими обстоятельствами. Вращения объясняют все небесные явления. Первое сменяет дни и ночи в обращениях шара вокруг оси мира в направлении с запада на восток, отчего мир как бы движется в обратном направлении по экваториальному кругу.

Второе — годовое вращение центра: оно описывает зодиакальный круг вокруг Солнца с запада на восток в направлении последовательности знаков между Венерой и Марсом, прилегающими к нему. Это заставляет Солнце казаться проходящим зодиак подобным же вращением так, что если центр Земли проходит через Козерог, Солнце кажется проходящим через Рак, из Водолея оно кажется находящимся во Льве, и так далее.

В кругу, расположенном по средней линии знаков зодиака, равноденственный круг и ось Земли периодически изменяют наклонение. Ведь если бы наклонения оставались неизменны и следовали вращению центра, то не было бы неравенства дней и ночей. А было бы солнцестояние: кратчайший день или равноденствие, или лето, или зима, одно и то же время года.

Третье — деклинационное движение с годовым обращением против последовательности знаков, противоположно вращению центра. Оба равные, противоположные вращения делают то, что ось Земли и экваториальный круг смотрят в одну и ту же часть мира, будто оставаясь неподвижными. Солнце представляется движущимся по зодиакальному кругу так, как если бы Земля была размещена в центре мира, если только вспомнить, что расстояние между Солнцем и Землей на сфере неподвижных звезд зрительно ускользает".


Если я скажу, что между Марсом и Землей вокруг Солнца на эллиптической орбите летает фарфоровый чайник или что в атомах вокруг протонов по круговым орбитам со скоростью света летают электроны, без достаточных доказательств опровергнуть это не сможет никто. Особенно если я предусмотрительно добавлю, что тела эти настолько малы, что не видны даже через мощнейшие увеличительные приборы. Но если я затем заявлю: слова мои никакие доказательства не способны опровергнуть и разуму человеческому сомневаться в них недопустимо, — это с полным на то основанием следует отнести к бессмыслице.

Тем не менее, если бы слова о подобных гипотетических объектах находили бы в древних книгах и, как святую истину, осаждали в умах школьников, одно сомнение стало бы явным признаком эксцентричности, привлекающим к усомнившемуся внимание психиатров в наш просвещенный век или же инквизиторов в более ранние времена (Бертран Рассел)

О пользе переворота допущений и вращений

В пропаганде твердят, что Коперник "устранил неточности" Птолемея. Но это не соответствует историческим фактам: проявления электромагнитных эффектов на небесной сфере гипотеза о "вращениях" лучше не отобразила. "Срединные пути" отклонений образов планет "по моделям Птолемея" прогнозируют удивительно точно. А гармонические колебания визуальных образов остальных светил проблемы смещений угловых координат на небесной сфере не представляли.

Тогда какой мировоззренческий смысл несли "вращения Коперника"? Ведь Аристарх Самосский "гелиоцентрическую систему" вымыслил в античности, и Коперник на него ссылался. По словам Аристотеля, если бы Земной шар перемещался, все светила на небосводе казались движущимися. Неподвижность Земного шара признавали тысячелетиями и еще три века после смерти Коперника.

Почему утверждают о перевороте астрономических представлений не Аристархом, а Коперником?

Так "возможность произвола допущений попала в совершенно новую культурную среду": объективные факты о проявлениях электромагнитных эффектов на небесной сфере подменили суждениями о несусветных расстояниях и абстракциями "бездеятельных движений точек по пустоте пространства" вытеснили основы естествознания. Переворот представлений о произвольности допущений сделан "на пользу математиков", с объективными фактами он вовсе не связан (Владимир Купцов: Природа научного открытия)