Меморандум о естествознании

Расстояния

У Эдгара По есть рассказ "Сфинкс" с леденящим кровь сюжетом: Однажды под вечер жаркого дня я с книгою в руках сидел у окна. Из него открывался вид на реку и на сторону отдаленного холма, где оползень уничтожил деревья. Отвлекшись, я мыслями перенесся в опустошенный, повергнутый в отчаяние эпидемией город.

Но взглянув на обнаженный склон холма, я увидел, как отвратительное чудовище спускалось с вершины, а затем исчезло в густом лесу у подножья. В первую минуту я усомнился в здравом состоянии рассудка: только через пару минут удалось убедить себя, что я не сошел с ума, что видение не приснилось. Однако если я опишу чудовище, за которым наблюдал, пока оно спускалось по склону, мне не поверят.

Сравнивая размеры с деревьями, мимо которых оно перемещалось — нескольких лесных гигантов, уцелевших после оползня, я убедился, что тело чудовища было размером с семидесятичетырехпушечное судно. Пасть на конце хобота футов в шестьдесят длиною толщиною с туловище слона. У основания хобота чернели косматые волосы будто с двух десятков буйволов. Из волос торчали вниз и в стороны клыки, словно кабаньи, но громадные. По сторонам выступали вперед гигантские рога в форме призм, футов в тридцать-сорок длиною и как будто из чистого хрусталя, отражающего цветами радуги лучи заходящего солнца. Туловище было снабжено двумя парами расположенных друг над другом крыльев, каждое длиной ярдов в сто и покрыто металлическими пластинками в форме чешуи диаметром в десять-двенадцать футов. Верхние и нижние крылья соединены крепкой цепью.

Но главной особенностью было изображение черепа; оно резко выделялось на темном фоне туловища белым цветом, будто нарисованное художником. Чувство неописуемого ужаса и недоумения овладело мною. Вдруг чудовище разинуло пасть и издало вопль невыразимой скорби, он прозвучал в ушах похоронным звоном. И когда оно исчезло в лесу у подножья холма, я упал без чувств на пол.


Чудище оказалось иллюзорным: паук протянул вдоль окна паутину; бабочка сфинкс спускалась по ней перед глазами утомленного героя, а он вообразил, что движется она по склону холма. Расстояния визуально сместились в сознании и размеры бабочки показались чудовищными.

В астрономии по фонарным пропорциям ослабления света исчисляют несусветные расстояния, наблюдая гармонические колебания образов светил небесной сферы, размещенной над Земной поверхностью. Обман сознания из-за смещения расстояний? Белые карлики вовсе не карлики, а далекие звезды, а красные гиганты никакие не гиганты, а близкие звезды? Визуальные проявления электромагнитных эффектов образов светил небесной сферы в сознании перевернули, но не сделали ли "несусветные расстояния" из мухи слона? (Александр Гурштейн: Извечные тайны неба)

О парадоксах расстояний

По Ньютону светила небосвода как фонари над головой: "точечный свет" слабеет обратно пропорционально квадратам расстояний. А световые корпускулы тысячелетиями летят до Земли в пустоте пространства через несусветные расстояния, которые задают световыми годами. Но теперь корпускулы и бестелесные частицы, открытые в расчетах пытливых математиков за прошедшее столетие, полетели со скоростью света, каждые 365,25 дней пролетая 9 640 миллиардов километров. Ближайшая к Солнцу звезда Альфа Центавра А видна с расстояния 41 200 миллиардов километров: остроту "математического зрения" не сравнить с орлиной.

Яркость "фонарей" ослабевает, но количество возрастает пропорционально квадрату расстояний и компенсирует ослабление яркости света из-за дали. Ночной небосвод должен сплошь сиять, но такого не наблюдается: парадокс Ольберса. Гармонические колебания образов светил, как на куполе в планетарии, визуальные спектры объяснимы проявлениями потенциалов мощности, электромагнитными эффектами небесной сферы?

Спектры образов светил смещены к красным мерцаниям. Из эффекта Доплера выводят: галактики миллиарды лет прочь летят. Видны светила только потому, что несусветные частицы летят тысячелетиями. "Разбегания" — электромагнитные эффекты проявлений визуальных спектров образов светил в потенциалах мощности небесной сферы? (Александр Гурштейн: Извечные тайны неба)

В физико-математической модели "большого взрыва" (Big Bang) парадоксы "решили". Физико-математические разделы представляют странную смесь наблюдений и интерпретаций, экстраполируемых настолько далеко, что невольно удивляешься, как фантазии выдают за действительное, вымыслами подменяют объективные факты. Рассуждать о происхождении Вселенной приятно, но нельзя забывать: такие рассуждения чистые фантазии. Вряд ли "инерциальные модели" Вселенной с внезапным первовзрывом или с расширениями и сжатиями −∞+∞ соответствуют действительности. Постижение космогонии остается мечтой, волнующей и далекой (Леон Бриллюэн: Новый взгляд на теорию относительности)

Об оборотах в небесной механике и правде Иуды

В разделе небесной механики Земля, ежесуточно оборачиваясь вокруг наклонений оси мира, с переменной скоростью ≈29,8 км/с миллиарды лет бездеятельно перемещается, как по рельсам, в пустоте эллиптической орбиты среднего радиуса ≈150 миллионов км и за год совершает оборот вокруг несусветной звезды Солнца.

Можно ли в здравом уме и твердой памяти в "обороты небесной механики" верить? В сложных вращениях да еще и с Луной на "гравитационном прицепе" проявления дисбалансов тепловых и двигательных моментов, мощности резонансных электромагнитных эффектов разрушили бы структуры; скорость перемещения в ≈10 раз превышала бы скорость раскаленных газов ≈3 км/с в сужениях сопел баллистических ракет.

Как правило, при упоминании Солнечной системы в воображении рисуется бодрая картинка подобная этой. Но недавно я задался вопросом, а как выглядит это все в реальности? Посмотрим.

Сначала ближайшие окрестности нашей планеты, система Земля-Луна: диаметр Земли в масштабе 44 пикселя, диаметр Луны — 12, расстояние между ними — 1328 пикселя. Непонятно, как во время солнечного затмения тень от кружочка справа может угодить в кружочек слева.

Дальше дела пошли хуже. Солнце оказалось невообразимо далеко, ~149 600 000 км. В таком масштабе Землю кружочком уже не нарисуешь. Пришлось брать за основу орбиту Луны. Только так удалось изобразить внутреннюю часть Солнечной системы: здесь диаметр Солнца — 7 пикселей, диаметр орбиты Луны — 4 пикселя, расстояние между Землей и Солнцем — 778 пикселей, а на планеты пришлось отвести по одному пикселю, хотя они гораздо меньше. Картинка удручает. Если мы до Луны пятьдесят лет не можем добраться, то до Венеры дело дойдет нескоро. Однако если посмотреть наружу Солнечной системы...

Здесь масштаб не позволяет показать диски не только планет, но и Солнца. Расстояние от Земли до Солнца — 26 пикселей, от Нептуна до Солнца — 809 пикселей. Хорошо, что Плутон исключили, а то его некуда было бы рисовать. А ведь есть еще какие-то совсем далекие объекты, облако Оорта, например. Что ж там за облако? Две молекулы на кубический километр?..

Массовые внушения проводить легче, чем индивидуальные, ровно на столько, на сколько толпа глупее каждого человека. Идиотизм толпы кажется несокрушимым, всепобеждающим, но это не так: ведь чудовище состоит из отдельных людей, кто-нибудь да найдется. Гипнотизеры-массовики ловят и раскручивают это «кто-нибудь да найдется» снизу, раскручивают на себя: технология лишь режиссерская, обучить может каждый ловкий торговец своим товаром. Независимо от целей массовые внушения аморальны... обреченностью на «успех».

И еще. Говорят, что Иудина правда погибельна, а ложь вынужденно необходима: так, когда подступают толпою с угрозами, трудно сказать: я не сделаю это, даже если придется умереть. Вопрос только в том, всякий ли способен на это? («Фома»: Православный журнал)

Вся Иудина правда в самообмане. И случается, кажется выгодным Себя или Ближнего даже задаром или за те же старозаветные 30 сребреников продать, во спасение и из корысти лгать, а ведь это опять же самообман. Если у человека искренняя вера и он одержим беспокойством за судьбу того, во что верит, никаких проблем ни с дыханием, ни с голосом, ни с нервами нет. Даже если нервы совсем никуда и голоса нет, если слабость, одышка. Вера раскрепощает дыхание, побеждает любой невроз.

Если же человек озабочен не тем, ЧТО он выражает, а что взамен получает, то он превращает себя в трепещущую козявку, придавленную космическим ураганом. Ни Бог и ни дъявол не помогут ему, духу нечем дышать. Никаким сверхгипнозом не внушить человеку того, что человек может внушить себе сам. Вся знаемая мною правда о внушении и гипнозе помещается в эти слова.

(Владимир Леви: Искусство быть собой. Книга 1991 года с миллионным тиражом, ISBN 5-07-000674-6: в «электронных версиях» подменяют ее на нечто по смыслу иное. Вопрос только в том, кто же способен на это?)

Об аппарате бесконечно малых и учебниках космонавтики

Из закона притяжения Ньютона выводят: у космических тел — четыре типа орбит. "Форму" задают из конусных сечений: под прямым углом к оси получают окружность, под наклонным эллипс; параболу образует совпадение плоскости сечения с конусной осью, гиперболу несовпадение. Для обоснования своей гипотезы Ньютон создал "Метод флюксий и бесконечные ряды" — основу "интегрального и дифференциального исчислений в аппарате бесконечно малых". Пределы у бездеятельных безопорных "векторов скоростей движений точек" стремятся к бесконечно малым промежуткам времени и, замирая в пустоте пространства, порождают новые векторы скоростей. А когда продолжают лететь дальше, скорости эти уже ускорения. И так далее.

Бесконечно малые принимают то за частные случаи величин переменных, то за величины постоянные, ступеньки перед нулем. В дифференцировании функций неясны основания отбрасывания членов бесконечно малых высших порядков: за основание принят принцип отбрасывания Лейбница a+α=a, где α — бесконечно малая величина: из теории принцип не следует и противоречит арифметическим постулатам. "Характер точности не господствует в геометрии с тех пор, как к ней примешали "систему бесконечно малых". Не вижу, чтобы "система" вела к истине, скрывая ошибки" (Софья Яновская: Мишель Ролль как критик анализа бесконечно малых)

Несмотря на логическую противоречивость и произвол допущений новые авторы аппаратом бесконечно малых задали новую жизнь физике, древней науке. Ирреальность уравнений о безопорных бездеятельных "движениях" оправдали "достижениями". Настроения выразил Даламбер: "Идите вперед, убеждение придет к вам позднее!" (Энгельс Чудинов: Проблема рациональности в науке и строительные леса научной теории)

И в учебниках космонавтики из-за решений задач дифференцирования функций масса g полетела по параболе на второй космической скорости, ≈11,2 км/с вблизи Земного шара. В учебниках физики брошенный камень летит по параболе на скорости меньшей в тысячу раз. Запуски ракет на прыжки в высоту похожи. Прыгун, разбегаясь и отталкиваясь, ощущая перегрузки, выходит на орбиту. Затем невесомость, как в самолете, делающем горку по параболе для тренировки космонавтов. Перейдя апогей, высшую точку над планкой, снижается и, приземляясь, испытывает перегрузки. Но у спутников апогей и перигей вне поверхности, а у прыгуна апогей, перигей на поверхности, что и мешает ему совершать витки относительно Земного шара (Петр Маковецкий: Смотри в корень!)


Не конусные сечения, а проявления потенциалов мощности упругих смещений первейших действий мест среды задают направления и места размещений затухающих колебаний ИСЗ; в областях шаткого баланса ИСЗ висят, будто перевернутые маятники.Проявляемая потенциалами среды мощность тепловых моментов стабилизирует ИСЗ, вынуждая перемещаться к местам текущего баланса. Упругие структуры мест и в природной, и в эфирной среде проявлениями дисбалансов тепловых и двигательных моментов прыгунам наносят ушибы, ИСЗ термические повреждения. Ракетные запуски опорно-рычажным перемещениям технологически противоположны.