Естествознание

Допущения

Первая, в современном понимании, теория — с изложением способа и устройств для прогнозирования угловых координат планет на небесной сфере —издана в работе Клавдия Птолемея "Великое математическое построение астрономии в XIII книгах" (Альмагест)

Образы планет на небесной сфере совершают сложение гармонических колебаний: суточных с образами созвездий и сидерических относительно небесного экватора. При этом они могут то опережать образы созвездий, то отставать от них. Например, экли́птика — большой круг солнечных колебаний на небесной сфере — за сидерический период 365,2564 дней дважды отклоняется до ≈23°.

Армиллярная сфера (от лат. armilla — кольцо) — один из древнейших астрономических приборов: наряду с астролябией его применяли в морской навигации веками. На ее основе Птолемей смоделировал периоды колебаний образов планет угловыми координатами точек колец эпициклов, центры их равномерно перемещая по кольцам деферентов с центрами в точке выравнивания, экванте. Объективно,  из астрономических наблюдений рассчитаны 40 колец эпициклов для учета проявляемых особенностей колебаний образов планет.

Пропаганда вульгарно трактует Альмагест как теорию мироздания с обращениями Солнца вокруг Земного шара. Но в замерах угловых координат на небесной сфере допущений о космических далях и реальных перемещениях нет. По сути, устройство Птолемея — прообраз современных планетариев, проецирующих на сферический купол мнимые образы, изумительно сходные и с ночными, и с дневными небесными явлениями.

О произвольных допущениях

Существуют люди, которые произвольно допускают, будто небо неподвижно, а Земной шар совершает за сутки один оборот вокруг оси мира; или что небо и Земной шар обращаются вокруг оси в неизменном положении. Но эти люди не осознают всю абсурдность таких допущений. Тогда легкие тела должны не двигаться или двигаться не быстрее тяжелых, а тяжелые непрерывно перемещаться: но в реальности их с трудом передвигают рычагами.

Допускают, что и воздух совершает с Землею вращение с той же скоростью. Но тогда находящиеся в воздухе тела должны отставать от их быстрого вращения. А если бы все тела вращались с воздухом как одно целое, то ни одно из них не опережало бы другое и оставалось бы на месте, а в полете не отклонялось бы в стороны. У тел бы не было никаких относительных перемещений (Птолемей: Альмагест)

Про допущение тройственных вращений

Допущения новые авторы стали вводить на свой собственный лад или вовсе пренебрегать ими. Так, Кеплер называл доказательства Архимеда совершенными во всех отношениях и заключал: "Оставляю их тем, кто склонен к точным доказательствам". Переворот астрономии инерцией движений, нестрогость допущений объяснима стремлением авторов быстро получать результаты, чего в греческом методе нельзя было добиться (Дирк Стройк: Краткий очерк истории математики)

Коперника "убеждали: страх не должен удерживать от издания книги на пользу математиков. Чем нелепее кажется мое учение о вращении Земного шара, тем сильнее будет удивление и благодарность, когда все увидят, как нелепости устраняются яснейшими обстоятельствами. Сдавшись на увещания, я позволил друзьям приступить к ее изданию". "Об обращении небесных сфер", 1543:

"Мы изложим теперь вращения, как они, принятые за гипотезу, объясняют видимые явления.

Допустим, у Земли есть три вращения. Первое соответствует дню и ночи обращения Земного шара вокруг оси в направлении с запада на восток, от чего мир как бы движется в обратном направлении по экваториальному кругу, который некоторые называют равноденственным.

Второе — годовое вращение центра, который описывает вокруг Солнца зодиакальный круг с запада на восток в направлении последовательности знаков между Венерой и Марсом, которые прилегают к нему. Это заставляет и Солнце казаться нам проходящим зодиак подобным же вращением так, что если, например, центр Земли проходит через Козерог, то Солнце кажется проходящим через Рак, из Водолея оно кажется находящимся во Льве, и так далее. В этом кругу, расположенном по средней линии знаков зодиака, равноденственный круг и ось Земного шара периодически меняют наклонение. Если бы они были неизменными и следовали вращению центра, то не было бы неравенства дней и ночей, всегда было бы солнцестояние, кратчайший день или равноденствие, или лето, или зима, то есть одно и то же время года.

Третье — деклинационное движение с годовым обращением против последовательности знаков, то есть противоположно вращению центра. Оба эти почти равные противоположные вращения вместе делают то, что ось Земли и экваториальный круг смотрят приблизительно в одну и ту же часть мира, как будто оставаясь неподвижными. Солнце представляется движущимся по зодиакальному кругу совершенно так же, как если бы центр Земли был бы центром мира, если только вспомнить, что расстояние между Солнцем и Землей на сфере неподвижных звезд ускользает от нашего зрения".

Чем нелепее казалось учение о тройственных вращениях Земного шара, тем агрессивнее оказалась пропаганда этого учения в условиях профанации естествознания. Но нелепости устранены не яснейшими обстоятельствами, а абсурдом физико-математических абстракций.

О допущении переворота астрономии

Говорят, Коперник переворотом астрономии устранил неточности в теории Птолемея: это не соответствует фактам. Произвольность допущений не отображает небесные явления лучше. Координаты точек среднего пути образов планет на небесной сфере по теории Птолемея задают с высокой точностью. А россыпи созвездий неизменны во взаимных расположениях и проблемы угловых отклонений от небесного экватора не составляли.

Но как же тогда могли допустить систему мироздания Коперника? Какой мировоззренческий смысл она несла с собой? Аристарх Самосский гелиоцентрическую систему вымыслил в античности, и Коперник на него ссылался. По Аристотелю, если бы Земля перемещалась, земным наблюдателям все светила казались бы движущимися. Довод этот учитывали на протяжении еще трех веков после смерти Коперника.

Тогда почему пропагандисты этого учения яро утверждают о перевороте астрономии именно Коперником, а не Аристархом?

Произвольность допущений попала в совершенно новую культурную среду. На такой основе математики свели реальность процессов к абстракциям и разработкой символьных моделей бездеятельных движений ознаменовали профанацию естествознания. Суть переворота заключается именно в этом, а вовсе не в открытии реального устройства мироздания (Владимир Купцов: Природа научного открытия)